TrainFoto

Siemens Velaro RUS B1 "Сапсан"

Высокоскоростной электропоезд постоянного тока (3 кВ) семейства Velaro, разработанный и произведённый компанией Siemens AG по заказу ОАО «РЖД» для эксплуатации в России.

Электропоезда Siemens для России сконструированы на базе стандартной платформы Velaro, на которой были изготовлены поезда для Германии — ICE 3 (2000), Испании — Velaro E (2007), и Китая — Velaro CRH3 (2008). Для эксплуатации в России потребовалось внести ряд конструктивных изменений: тележки адаптированы для колеи 1520 мм и конструктивных особенностей верхнего строения пути, поезда способны работать при температуре наружного воздуха до минус 50 градусов, применён более высокий уровень герметизации подвагонного пространства, воздухозаборники вынесены на крышу, ширина кузова увеличена на 33 см, что связано с габаритом подвижного состава СНГ, изменена форма лобовой части головного вагона, система управления поездом совместима с российскими устройствами связи и СЦБ. Конструкционная скорость поезда составляет 250 км/ч.

24 сентября 2008 года поезд представлен на Международной транспортной выставке в Берлине.

В период с марта по ноябрь 2009 года электропоезда прошли приёмочные испытания для подтверждения соответствия требованиям технического задания, а также сертификационные испытания для подтверждения соответствия нормам безопасности. С 15 марта по 3 апреля 2009 года на Экспериментальном кольце ВНИИЖТ были проведены наладка систем электропоезда, а также первый этап предварительных испытаний со скоростями движения до 120 км/ч. В апреле того же года были проведены предварительные ходовые испытания на участке Бурга — Березайка Октябрьской железной дороги с поэтапным повышением скорости движения до 275 км/ч, в ходе которых проводились измерения параметров взаимодействия поезда с объектами инфраструктуры (путь, стрелочные переводы, контактная сеть, системы сигнализации, связи), проводились контрольные торможения и настройка токоприемников. Было проведено несколько поездок до Нижнего Новгорода, в ходе которых настраивались токоприемники переменного тока и отрабатывался алгоритм работы систем при смене рода тока без остановки и с остановкой поезда по станции Владимир.

2 мая 2009 года в ходе опытной поездки на участке Окуловка — Мстинский мост была достигнута скорость 280 км/ч.

6 мая 2009 года был установлен абсолютный рекорд скорости движения для Российских железных дорог — 291 км/ч.

17 декабря 2009 года началась коммерческая эксплуатация электропоездов с пассажирами на маршруте Москва — Санкт-Петербург.

30 июля 2010 года началась коммерческая эксплуатация электропоездов на маршрутах Москва — Нижний Новгород и Санкт-Петербург — Москва — Нижний Новгород.

Основные параметры для электропоезда ЭВС1/ЭВС2:
рабочая масса — 662 т (ЭВС1); 678 т (ЭВС2);
число сидячих мест — 592;
общая часовая мощность ТЭД — 8000 кВт;
касательная сила тяги на ободах движущих колёс — 23,75 кгс;
при трогании с места — до 32,8 кгс;
скорость:
конструкционная — 250 км/ч;
максимальная служебная — 230 км/ч;
максимальная возможная (после модернизации) — 350 км/ч.
ускорение до 60 км/ч — 0,42…0,433 м/с2;
нагрузка на ось — 17…18 тс.

Схема формирование поезда:
ГМ — головной моторный
Пт3 — прицепной, токоприёмник на 3кВ
П — прицепной / Пт25 — прицепной, токоприёмник на 25кВ
М — моторный
ПБ — прицепной, аккумуляторная батарея
ПББ — прицепной, вагон-бистро, аккумуляторная батарея
М — моторный
П — прицепной / Пт25 — прицепной, токоприёмник на 25кВ
Пт3 — прицепной, токоприёмник на 3кВ
ГМ — головной моторный

Siemens Velaro RUS B1 "Сапсан": список подвижного состава

к списку моделей